В нашумевшем деле бывшего инспектора ДПС Алексея Мозго произошла неожиданная рокировка. Как сообщили 11 ноября в Следственном управлении СК РФ по НСО, он арестован сроком на 1 месяц, экс-гаишнику предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Ему грозят до 7 лет лишения свободы; суды по подобным делам, как правило, приговаривают виновных к 3–4 годам колонии-поселения.

«Дело в целях объективности передано для производства дополнительного расследования в первый отдел по расследованию особо важных дел. После проведения дополнительных следственных действий и установления новых свидетелей преступления уголовное преследование в отношении Татьяны Мозго прекращено, обвинение предъявлено ее мужу — сотруднику ДПС Алексею Мозго», — сказано в официальном сообщении СК РФ по НСО.

Ранее, 9 октября, ведомство распространило сообщение о поиске новых свидетелей ДТП на Станционной; таким образом, по нынешнему сообщению можно предположить, что поиски увенчались успехом. Официальный представитель управления отказалась уточнить, что именно заставило следствие кардинально поменять точку зрения; заметив, однако, что обвинение основано на совокупности доказательств, а не только лишь на показаниях свидетелей.

Напомним: 2 января 2013 года на ул. Станционной в Ленинском районе автомобиль Honda Civic врезался в стоявших на остановке «Бетонный завод» людей — погибла 19-летняя студентка Нина Шестакова. Выяснилось, что автомобиль принадлежит сотруднику ГИБДД Алексею Мозго, который в тот вечер был пьян. Молодой человек погибшей Нины Шестаковой Александр Черепанов уверен: сразу после столкновения он видел за рулем самого гаишника. Следствие же предъявило обвинение Татьяне Мозго, которая, как были уверены в СК, была за рулем. Ее пьяный муж спал рядом на пассажирском сиденье, проснулся после удара и за 5–7 секунд поменялся с женой местами. Чтобы подтвердить это, следователи провели эксперимент, на котором супруги уложились в 5 секунд.

Адвокат Александр Балян уверен, что ответственность за лжесвидетельство не грозит обоим Мозго, так как фактически Татьяной был допущен только самооговор.

Дело приобрело огромный общественный резонанс: родные и близкие Нины Шестаковой публично заявили, что начальство пытается выгородить инспектора ДПС Алексея Мозго, в поддержку они организовали несколько митингов и автопробегов. Не поверила в виновность Татьяны Мозго и прокуратура Новосибирской области: обвинительное заключение в отношении жены гаишника ведомство отказалось утверждать 5 раз подряд, требуя провести дополнительное расследование. Любопытно, что в защиту Татьяны Мозго регулярно выступала адвокат семьи Шестаковых Елена Шиповалова, в то время как представитель Татьяны Мозго в суде Ольга Брилевская общения со СМИ избегала. Комментировать нынешнюю рокировку Брилевская также отказалась.

Пересадка Мозго
Алексея Мозго задержали пьяным в воскресенье, 10 ноября, когда тот вечером отмечал День милиции, сообщил НГС.НОВОСТИ председатель Новосибирской городской коллегии адвокатов Александр Балян (вместе с Шиповаловой он представляет в суде интересы семьи Шестаковых. — А.А.)

Бывшего инспектора ДПС на ночь поместили в следственный изолятор, а утром суд Ленинского района вынес решение об аресте — все произошло так неожиданно, что выступать на стороне Мозго пришлось назначенному государством адвокату.

Господин Балян в распространенном 11 ноября сообщении указал на возможную причину рокировки обвиняемых: поджимали сроки. Около месяца назад, после очередного отказа прокуратуры утвердить обвинение Татьяны Мозго, дело передали из районного следственного отдела в областное управление СК РФ. «Было бы логично ожидать, что через месяц будет завершено следствие, а обвинение предъявят надлежащим фигурантам. Срок предварительного расследования истекал 10 ноября. Понимая, что отведенный следователю месячный срок заканчивается, 7 ноября адвокат Елена Шиповалова направила повторное ходатайство о прекращении уголовного преследования Татьяны Мозго и ходатайство о предъявлении обвинения Алексею», — заявил г-н Балян.

В управлении ГИБДД по НСО прокомментировать арест бывшего коллеги не смогли, сославшись на то, что не следят за ходом дела. «Главное, чтобы наказание понес действительно виновный человек. Будем надеяться, что суд установит, и понесет ответственность именно виновное лицо», — заявил Алексей Толочный, старший инспектор по пропаганде.

Дело Мозго называют самым громким процессом 2013 года, несмотря на довольно заурядную личность самого гаишника.

Как удалось выяснить НГС.НОВОСТИ, старший лейтенант Алексей Мозго до 22 января (в тот день он подал рапорт об увольнении по собственному желанию, несмотря на заверения ГУ МВД РФ по НСО, что поводов для увольнения пока нет. — А.А.) был сотрудником новосибирского полка ДПС ГИБДД, который базируется на ул. Станционной. Особых проступков, как и подвигов, коллеги за ним вспомнить не смогли: он нес рядовую службу на дорогах города.

«То, что произошло, было настолько демонстративно и унизительно… Публичное пренебрежение [мнением свидетелей] вызвало ощущение, что все мы вообще ничего не означаем», — пытается объяснить «популярность» дела Мозго Александр Балян. Его коллега, член совета Адвокатской палаты Новосибирской области Павел Яровой, дополняет: «Людей возмутило, что гаишник — подчеркну, предположительно — был пьян и сам находился за рулем, хотя сам занимается тем, что ловит правонарушителей. Второе — возмущение людей вызывает, когда сотрудники полиции используют свои знания, умения или полномочия, чтобы уйти от ответственности. Других ловят, а сами совершают».

Тот факт, что областная прокуратура 5 раз отказывалась утверждать обвинение жене гаишника, по мнению г-на Ярового, нельзя назвать конфликтом двух ведомств. «Система разделения правоохранительной системы на следствие, надзор и поддержание гособвинения в суде еще выстраивается. Я думаю, это [дело] — показатель того, что произошло разделение функций между надзором и самим расследованием — именно то, чего хотел законодатель, когда создавался следственный комитет», — резюмировал эксперт. Однако мнения в адвокатских кругах по этому вопросу разнятся: часть юристов считают, что противостояние существует. Его причина — реформа, в ходе которой прокуратура лишилась функции следствия и части сотрудников, перешедших работать в СК.


Александр Агафонов
Фото РИА Новости, Павла Комарова